RSS

Городской портал госуслуг

Школы с этнокультурным компонентом – этническая изоляция или диалог культур?

15.11.2010
В основе содержания этнокультурного образования должны лежать принципы интернационального воспитания. К такому выводу пришли участники круглого стола «Этнокультурный компонент в образовательном процессе», который прошел в Московском Доме Национальностей 12 ноября с.г.

В обсуждении проблемы приняли участие председатель Комиссии Общественного совета города Москвы по делам национальностей и миграционной политике Мария Котовская; члены Комиссии Расим Акчурин и Сергей Тихонов; заместитель руководителя Департамента образования города Москвы Сергей Смирнов;  начальника Управления Комитета межрегиональных связей и национальной политики города Москвы Владилен Боков; заместитель руководителя Департамента территориальных органов исполнительной власти города Москвы Андрей Твердохлебов; главный научный сотрудник института философии РАН, профессор Ирина Гаврилова; директор ГУ «Московский дом национальностей» Пётр Лемперт;  представители Совета по делам национальностей города Москвы, а также национальных общин.

В своём выступлении, модератор круглого стола Мария Котовская пояснила, что к образовательным учреждениям с «этнокультурным компонентом» относятся школы, в которых, помимо общеобразовательной программы, учрежденной Министерством Образования РФ, проводится обучение родному языку и культуре в качестве дополнительных занятий и факультативов.

На данный момент в Москве действуют 38 таких школ с литовским, грузинским, азербайджанским, татарским, арабским, греческим и другими этнокультурными компонентами. М. Котовская подчеркнула, что проблема межнационального понимания в Москве является одной из основных. Одни школы с этнонациональным компонентом открыты обществу, в них учатся дети разных национальностей, другие закрыты. Кроме того, в обычных московских школах учится множество детей мигрантов, плохо знающих русский язык, что тормозит темпы обучения других детей и вызывает недовольство со стороны родителей.

Все эти тенденции в образовании ставят перед обществом и властью следующие вопросы: «Как найти баланс интересов детей коренных москвичей и детей мигрантов?», «Как представителям этнических сообществ сохранить свой язык и культуру?», «Для чего вообще нужны школы с этнокультурным компонентом?», «Какие принципы должны лежать в основе деятельности таких школ?» и многие другие.

Сергей Смирнов отметил, что будущее принадлежит открытым школам с этнокультурным компонентом. Они обеспечивают детям других национальностей право на изучение родного языка и культуры и, в то же время, способствуют развитию межнационального диалога.
Нина Ахмедханова не поддержала идею открытия школ с этнокультурным компонентом   в настоящее время. По её мнению, дети других национальностей заинтересованы прежде всего в интеграции и адаптации к той стране, в которой они живут. Поэтому в школе они должны изучать русский язык и литературу, а родной язык они могут учить дома, а также в качестве дополнительного образования в специально организованных центрах. Кроме того, проблемы изучения русского языка и культуры сегодня звучит особенно остро в связи с общим снижением уровня культуры среди школьников и студентов Москвы вне зависимости от национальности.

По мнению Владилена Бокова, человеку для сохранения своей этнической идентичности, необходимо знание национальной культуры и языка, изучать которые целесообразно не в школах, а в досуговых и культурных центрах. Сеть подобных центров необходимо расширять, что позволит соблюсти баланс интересов в сфере межнациональных отношений в Москве.

Ирина Гаврилова также обратила внимание на снижение уровня культуры и грамотности среди населения независимо от национальности. В подобной ситуации, по мнению И.Гавриловой, в школьные программы необходимо включать предметы по этнографии. Кроме того, добавила эксперт, необходимо проводить анализ существующих программ и учебников по этнографии.

Пётр Лемперт отметил, что Россия многонациональная страна и русский язык -  язык межнационального общения и единства. Поэтому, по мнению П. Лемперта, самым важным предметом в образовательных учреждениях, как с этнокультурным компонентом, так и без него, должен быть русский язык.

Подводя итоги круглого стола, участники приняли резолюцию. В ней, в частности, отмечено, что в целях модернизации государственной национальной политики в сфере образования необходимо:

•    Проводить мониторинг школ и досуговых центров с этнокультурным компонентом в Москве.
•    Разработать методики по интернациональному воспитанию в школах, колледжах и вузах города Москвы.
•    Сформировать Общественному совету города Москвы совместно с Комитетом по межрегиональным связям и национальной политике г. Москвы, Департамента образования города Москвы рабочую группу по анализу существующих учебников по этнопедагогике.
•    Разработать концепцию сайта по просветительской работе в области интернационального образования.

Если вы нашли ошибку: выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

Сообщение об ошибке

Неверно заполненное поле
Неверно заполненное поле
Неверно заполненное поле
Неверно заполненное поле
Неверно заполненное поле
Неверно заполненное поле
Неверно заполненное поле
Неверно заполненное поле
*
CAPTCHA Обновить код
Play CAPTCHA Audio

Версия для печати